Все дети разные, и индивидуальность проявляется уже с самого рождения. Некоторые засыпают в кроватке самостоятельно с грудного возраста, а некоторым требуется присутствие взрослых, а также многочисленных игрушек в кровати. Первые, как правило, дети со спокойным характером, несколько медлительные. Вторые – эмоциональные, легко возбудимые и подвижные дети. До скольких лет дети могут брать игрушки в кровать? И если это время затягивается, насколько это должно вас насторожить? Постараемся посмотреть на проблему изнутри и ответить на данные вопросы.
Роль игрушки в процессе засыпания
Роль игрушки в жизни ребенка очень велика. Как известно, через игру ребенок познает окружающий мир и человеческие взаимоотношения. Игрушка выполняет сразу несколько функций:
- 1.Психологическая защита. Когда у малыша накапливается обида на сверстников или на взрослых, любимая игрушка берет на себя функции “защитника” от негативных эмоций ребенка.
- 2.Самый близкий друг. Безмолвная игрушка способна всегда понять ребенка, облегчить переживания, чувство одиночества.
- 3.Посредник между взрослым и малышом. Игрушка выполняет такую важную роль, как установление контакта между взрослыми и детьми.
- 4.Познание мира, обучение. Через игру дети учатся и узнают новую информацию о мире, выполняют все действия взрослых, только “в миниатюре”.
Учитывая все эти факторы, не следует недооценивать роль игрушки в жизни ребенка, включая и процесс засыпания.
Дошкольный возраст
Если днем ребенок большей частью выполняет различные манипуляции с игрушками (одевает, причесывает, кормит, берет на прогулку), то вечером она становится собеседником и другом. От года до семи лет дети часто укладывают спать своих любимых игрушек, прощаются с ними на ночь. Это – весьма полезная процедура: укладывая игрушек, ребенок сам переключается с игры на отход ко сну. Иногда детей младшего возраста бывает трудно уложить. На помощь вам придет игрушка-посредник. Это может быть кукла, плюшевый мишка, которые “засыпают” вместе с малышом. Мальчишки часто засыпают с машинками. Игрушки помогут ребенку расслабиться, почувствовать себя не одиноким в кроватке, создавая комфортные ощущения. Как правило, такое засыпание приветствуется психологами: не отнимайте насильно игрушку.
От семи до десяти
В школьном возрасте, когда у малыша прибавляется огромное количество обязанностей, игрушки все реже выполняют роль собеседников. В этот период, засыпая, дети любят рассказывать родителям то, что “не досказали” за день: свои новые встречи в школе, впечатления от пройденного урока. Большинство детей 8-10 лет уже полностью отвыкают от своей “детской привычки”. Однако, как говорилось выше, все дети – разные. Иногда и в 11 лет ребенок не может расстаться с “верным другом”: он рассказывает ему все сокровенные тайны. Если вы наблюдаете такое явление, поговорите с ребенком, понаблюдайте за ним: может, он пока не смог найти друга в школе, который разделял бы его эмоции, переживания. Внимательный родитель всегда знает, есть ли у ребенка близкие друзья и подруги.
Если с этим вопросом все в порядке, но ребенок продолжает в таком возрасте засыпать вместе с игрушкой, значит ваш ребенок “Питер Пэн”. Питер Пэн – известный персонаж из известной книги шотландского писателя Джеймса Барри. Синдромом Питера Пэна принято называть явление, когда дети (в своем большинстве – это мальчики) не желают и не умеют взрослеть. Они и в 20 с удовольствием играют с игрушками и не берут на себя обязательств взрослого человека. Конечно, если вы заподозрили в своем ребенке подобные качества, не стоит сразу бить тревогу. Посетите вначале опытного психолога: возможно, он поможет одним советом. Иногда может потребоваться терпение и время, чтобы решить вопрос “затянувшегося детства”. Но это уже тема для другой беседы.